Image

Залог прав участников юридических лиц

О нестандартных залоговых инструментах по обеспечению обязательств в корпоративных отношениях.

Залог прав участников юридических лиц как раз относится к не совсем привычным и не часто используемым инструментам обеспечения. При этом, стороне выдающей заем, может быть интересно обеспечение в виде залога прав участия в компании должника. Однако для того чтобы залогодержателю перешли эти права, одних только действий по обращению взыскания недостаточно. Для этого залогодержателю понадобится принять участие в торгах и приобрести соответствующий бизнес, купив права участия в компании.

В противном случае, если он участия в торгах не примет, права участия может приобрес­ти другой субъект, а залогодержатель только получит вырученные на торгах денежные средства от реализации прав участия.

Так, если у компании есть ценные активы, залогодержателю не обязательно оформлять залог каждого актива. Вместо этого он может оформить залог прав участников общества (ст. 358.15 ГК РФ), а также дополнительно заключить с залогодателем и иными участниками юридического лица корпоративный договор, в котором будет предусмотрена необходимость согласования с залогодержателем любых сделок с имуществом компании, а также иных ограничительных положений, направленных на защиту права залога. Кредиторы могут заранее оговорить в соглашении с залогодателем возможность обращения взыскания на права участия в компании во внесудебном порядке (ст. 350.1 ГК РФ) и в случае невозврата кредита обратить взыскание на заложенные права участия. Заключать такой договор можно не только между участниками, но и между кредиторами общества, третьими лицами и участниками в соответствии с п. 9 ст. 67.2 ГК РФ.

Процесс оформления залога права участия в компании довольно простой и быстрый. Достаточно обратиться к нотариусу и зарегистрировать обременение в ЕГРЮЛ (срок регистрации — не более пяти рабочих дней). Например при залоге недвижимости времени уйдет больше, а расходы на регистрацию будут на порядок выше.

В корпоративном договоре, заключенном между участниками общества и кредитором, можно указать, что участники общества без согласия залогодержателя не будут принимать решение об увеличении уставного капитала общества за счет принятия в его состав новых участников. Такое условие поможет предотвратить ситуацию появления нового участника компании, который не будет связан условиями корпоративного договора. Изменить или исключить из корпоративного договора указанное условие без согласия залогодержателя никто из участников общества не сможет, поскольку любые изменения договора, равно как и его расторжение допускаются только по соглашению всех участвую­щих в нем сторон, если только сторона, инициирующая такое изменение или расторжение договора, не докажет, что имело место существенное изменение обстоятельств или существенное нарушение ее прав другими сторонами. Залогодержатель может также настоять на включении подобных положений в устав общества, права участия в котором закладываются, поставив это в качестве условия предоставления финансирования.

При оформлении залога прав акционера (участника) общества нужно обратить внимание на следующие моменты. Залог прав акционера (участника) представляет собой залог принадлежащих акционеру акций (доли в уставном капитале) этого общества. Причем это возможно только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью: залог прав участников (учредителей) иных юридичес­ких лиц не допускается.

Залог возможен как в отношении полного пакета акций (всех долей) компании, так и в отношении их части. Соответственно, в незаложенной части залогодатель сохраняет за собой всю полноту принадлежащих ему корпоративных прав в отношении компании.

В договоре залога должны быть указаны предмет залога, существо, размер и срок исполнения обязательства, обес­печиваемого залогом. Согласовать условия, относящиеся к основному обязательству, можно и более прос­тым способом — сделать в догово­ре залога отсылку к договору, из которого возникло или возникнет в будущем обес­печиваемое обязательство (п. 1 ст. 339 ГК РФ).

При залоге долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью необходимо соблюдать требования  Закона № 14-ФЗ. В частности, в залог можно передать долю или ее часть другому участнику общества или с согласия общего собрания участников третьему лицу, но при условии, что это не запрещено уставом общества. Такое правило направлено на соблюдение прав иных владельцев компании. Решение по этому вопросу общее собрание участников принимает простым большинством голосов, если большее количество голосов не предусмотрено уставом общества (например, единогласное одоб­рение или наличие квалифицированного большинства), при этом голос самого залогодателя не учитывается (п. 1 ст. 22 Закона № 14-ФЗ).

Поэтому условие о внесудебном порядке обращения взыс­кания на заложенное имущество не может содержаться в догово­ре залога доли (час­ти доли) в уставном капитале ООО, заключенном одним из участников — физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) с залогодержателем, не являющимся участником общества: такой залог возможен только с согласия общего собрания участников общества (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге»). Передача же доли или ее части в залог без решения общего собрания участников общества в случае, когда по уставу или по корпоративному договору, сторонами которого являются сразу все участники общества, такое решение было необходимо, может послужить основанием для признания договора залога недействительным по иску одного из участников общества (постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2010 по делу № А35-10976/2009).

Договор залога доли в ООО обязательно удостоверяется нотариально. Несоблюдение нотариальной формы влечет недействительность сделки (п. 2 ст. 22 Закона № 14-ФЗ). При этом сам залог возникает только после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ. В связи с этим залогодержателю перед предоставлением финансирования необходимо учитывать и такой фактор, как необходимость получения залогодателем — гражданином, состоящим в браке, согласия своего супруга на передачу долей в ООО в залоге (п. 3 ст. 35 СК РФ).

Залогодателем как долей в ООО, так и акций в АО может выступать и сам должник, и третье лицо, не являющееся должником. Взаимоотношения должника с залогодателем — третьим лицом выстраиваются на основании отдельного соглашения. Например, такая сделка может являться встречным исполнением третьего лица за реализованные в его пользу должником товары, работы или услуги, передачу имущества в аренду и т.д. Передача акций третьим лицом в залог может быть признана недействительной сделкой, если она направлена не на реальное обес­печение исполнения должником своих обязательств перед его кредитором, а на получение третьим лицом необоснованного и несоразмерного объему предоставленного обеспечения, значительно превышающего последнее, вознаграждения от должника. Такие действия свидетельствуют о злоупотреблении залогодателем своими правами, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ и влечет отказ в защите права.

Закон по-разному определяет порядок осуществления корпоративных прав для АО и ООО. В обоих случаях действует диспозитивное правило, которое поз­воляет предусмотреть иной порядок осуществления прав договором по сравнению с общим правилом, установленным законом. Но это общее правило для АО и для ООО отличается: по умолчанию при залоге акций корпоративные права осуществляет залогодатель, то есть акционер, а при залоге долей в ООО — залогодержатель (п. 2 ст. 358.15 ГК РФ). Возможность передачи залогодателем-акционером залогодержателю права на учас­­тие в собраниях акционеров допускалась и встречалась в практике и до принятия поправок в ГК РФ о залоге корпоративных прав при условии, что это было прямо предусмотрено договором залога (Определение ВАС РФ от 20.03.2009 № ВАС-3038/09 по делу № А21-7628/2007).

Разница лишь в том, что ранее залогодержатель принимал в них участие не от собственного имени, а от имени залогодателя-акционера.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» владельцем акций является лицо, которому указанные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. В силу положений п. 1 ст. 334 ГК РФ договор залога не является основанием для перехода к залогодержателю права собственности на предмет залога. Действующее законодательство также не относит право залогодержателя на имущество, являющееся предметом залога, к числу вещных прав. Поэтому кредитор акционера, которому были переданы в залог акции, не становится акционером. Однако это не исключает возможности участия кредитора-залогодержателя в общих собраниях акционеров как представителя залого­дателя-акционера. Закон не запрещает передачу акционером полномочий на участие в общем собрании акционеров другим лицам: в том числе и тем, кому акции переданы в залог (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2008 по делу № А21-7628/2007).

Порядок осуществления корпоративных прав залогодержателем акций регламентирован новой ст. 358.17 ГК РФ. Так, договором залога ценной бумаги может быть предусмотрено осуществление залогодержателем всех прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных заложенной ценной бумагой, либо всех прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных заложенной ценной бумагой, кроме права на получение дохода по ценной бумаге.

Однако согласно п. 4 ст. 358.17 ГК РФ, которым предусмот­­рены права залогодержателя в силу договора залога ценной бумаги, и принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе предусмотреть в догово­ре залога, что залогодержатель получает доход по заложенным акциям, действуя от имени залогодателя-акционера по доверенности, и полученные суммы направляет в счет погашения обязательства, исполнение которого обеспечено залогом ценной бумаги, долгов перед ним (ст. 410 ГК РФ), что не противоречит закону.

Залогодержатель акций осуществляет корпоративные права по заложенным акциям от своего собственного имени. Если он ограничен по условиям договора залога в объеме корпоративных прав, то выход за пределы полномочий не затрагивает права и обязанности третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о таких ограничениях. Однако залогодержатель несет перед залогодателем ответственность за данные нарушения, предусмот­ренную законом и договором, а залогодатель вправе требовать в судебном порядке прекращения права залога (п. 2 ст. 358.17 ГК РФ). Аналогичным образом залогодатель несет ответственность перед залогодержателем, если он обязан согласовывать с залогодержателем свои действия по условиям договора залога, но он эту обязанность нарушил. В такой ситуа­ции залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства (п. 3 ст. 358.17 ГК РФ).

Акции, которые являются предметом договора залога, могут быть конвертированы в иные ценные бумаги. В такой ситуации для защиты прав и законных интересов залогодержателя предусмотрено, что вновь образуемые в результате конвертации ценные бумаги также считаются находящимися в залоге (абз. 1 п. 5 ст. 358.17 ГК РФ).

Если же в соответствии с законом залогодатель ценных бумаг в силу того, что он является их владельцем, дополнительно к ним безвозмездно получает иные ценные бумаги или иное имущество, то такие ценные бумаги или такое имущество находятся в залоге у залогодержателя (п. 3 ст. 336 и абз. 2 п. 5 ст. 358.17 ГК РФ). Такая ситуация возможна, к примеру, когда по решению общего собрания акционеров общество выпускает облигации, часть из которых безвозмездно распределяет между всеми акционерами. Если залогодержатель утрачивает право залога на акции или доли, он вправе требовать их признания за собой или восстановления на основании ст. 12 ГК РФ.